2 мая 2010 г.

ГЕРОЙ В БОЮ, ГЕРОЙ В ТРУДЕ

Война. Я знаю, что это такое по рассказам родителей. Меня назвали Нурмагомедом в честь дедушки Нурмагомеда Магомедовича Дахадаева, который был участником Великой Отечественной войны. Дедушку я видел на фотографиях из семейного альбома. На меня смотрит то молодой джигит в черкеске, то мудрый старик в высокой папахе. На груди у него ордена Великой Отечественной войны и Славы и очень много медалей. У дедушки добрые, умные и немного грустные глаза. Он был среднего роста, но крепко сложен и всегда носил усы.

Родом мой дедушка из селения Бетли Хунзахского района, из простой крестьянской семьи. Прадед мой пахал землю, ухаживал за скотом. Он владел арабским языком, за что был почитаем в ауле. Прабабушка была домохозяйкой, растила шестерых детей. Они сумели привить своим детям любовь к труду и земле, воспитали их настоящими патриотами.
Мой дед Нурмагомед родился в 1922 году, в семь лет пошел в школу в родном селении, окончил четырехлетнюю начальную школу и с пятого класса продолжил обучение в селении Гимры, которое находилось в 17 километрах от дома. В пятнадцать лет он начал обучать грамоте ребятишек в ауле Инквальта. В 1939 году его перевели работать учителем в высокогорный аул Кахаб-Росо. Это было время ликвидации безграмотности, учителей не хватало, и более способных учеников оставляли работать в школе.

Перед самой войной семья деда была переселена в Чечню в селение Энгиной. Началась война, дедушка просился на фронт. Но так как не хватало учителей, ему отказывали, и только в начале 1942 года ему удалось добровольцем уйти в армию. Он попал в 248-ой кавалерийский полк, был пулеметчиком. Много пришлось вынести деду на войне, но спасала поддержка друзей, теплые письма из дома. С большой любовью и теплотой он рассказывал своим детям о фронтовых товарищах, которые называли его Николаем, о земляке из аула Обода Джамале, который вынес его, тяжелораненого, с поля боя, тащил на спине до медсанчасти.

Несколько месяцев дедушка лечил свои раны. В 1943 году его отправили на Дальний Восток, на учебный полигон. Потом он участвовал в освобождении Курска, Орла…

При освобождение Польши дедушка был снова тяжело ранен и контужен, оказался в плену у немцев. Его отправили в концлагерь под Дюссельдорфом, где он пробыл до конца войны. В мае 1945 года был освобожден частями Советской Армии.

Почти год его держали в специальном лагере в Донецке, пока шла проверка обстоятельств пленения. Восстановив свое честное имя, дед в 1946 году вернулся домой.

До конца 1952 года семья дедушки жила в Чечне, здесь он женился, родились дети. В мирное время дедушка связал свою жизнь со школой. Он учительствовал и в Чечне, и в Дагестане.

В 1953 году всех аварцев из Энгиноя переселили в Дагестан, в Бабаюртовский район. Здесь они прожили два года. Земли им достались неплодородные, и после очередного затопления они переехали на выделенные земли в совхозе «Юбилейный» Хасавюртовского района.

С 1961 года дедушка работал учителем в хасавюртовской школе № 16. С 1965 по 1972 годы был ее директором. В этой школе я сейчас учусь в четвертом классе.

Дедушка воспитал не одно поколение детей. Будучи на пенсии, часто бывал у школьников, рассказывал о войне и трудностях послевоенного времени.

В 1999 году дедушки не стало, но память о нем жива. Мои родители, тети и дядя часто листают пожелтевшие страницы фронтовых писем, альбом с фотографиями, вспоминают его рассказы.

Я думаю, что мой дедушка был настоящим героем, и я горжусь им.


Нурмагомед Дахадаев, 10 лет, ученик 4 класса средней школы № 16,
город Хасавюрт, Республика Дагестан